PacAgro

О проекте TEMPUS PACAgro

Название проекта: «Разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ сельскохозяйственного профиля в Российской Федерации» (Development of Public Accreditation of Agricultural Programs in Russia, PACAgro), (543902-TEMPUS-1-2013-1-SK-TEMPUS-SMGR).

Тип проекта: Структурные меры (Structural Measures, SM).

Цель проекта - содействие реализации принципов Болонского процесса в системе гарантии качества высшего профессионального образования посредством создания системы профессионально-общественной аккредитации программ сельскохозяйственного профиля в соответствии с требованиями Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).

Задачи проекта:

1) Разработка стандартов и порядка профессионально-общественной аккредитации программ сельскохозяйственного профиля в соответствии со Стандартами и рекомендациями для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG).

2) Создание Агентства профессионально-общественной аккредитации программ сельскохозяйственного профиля

3) Признание деятельности Агентства на российском и европейском уровнях.

Планируемые результаты проекта:

1) Аналитический отчет «Перспективный план по развитию системы гарантии качества программ сельскохозяйственного профиля в РФ».

2) Аналитический отчет «Опыт гарантии качества программ сельскохозяйственного профиля в европейских странах».

3) Стандарты и порядок аккредитации образовательных программ высшего образования сельскохозяйственного профиля.

4) Информационная система поддержки принятия решений по аккредитации образовательных программ высшего образования сельскохозяйственного профиля.

5) Методическое обеспечение процедуры гарантии качества для образовательных программ высшего образования сельскохозяйственного профиля.

6) Повышение уровня квалификации работодателей, преподавателей, администрации вузов, студентов по вопросам качества в образовании.

7) Создание работоспособной организации, обеспечивающей проведение аккредитации образовательных программ высшего образования сельскохозяйственного профиля.

Краткое описание проекта:

В рамках проекта предполагается разработка стандартов и порядка профессионально-общественной аккредитации программ сельскохозяйственного профиля в соответствии со Стандартами и рекомендациями для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве (ESG). Стандарты должны учитывать требования работодателей к подготовке выпускников. Разрабатываемые процедуры будут предполагать участие представителей работодателей и обучающихся при оценке программ и принятии решения об аккредитации программы.

Создаваемое Агентство профессионально-общественной аккредитации программ сельскохозяйственного профиля (далее — Агентство) должно быть независимым при проведении аккредитации. Деятельность Агентства должна соответствовать требованиям к агентствам внешней гарантии качества, установленным ENQA. Важным в проекте является признание деятельности Агентства в России и на международном уровне, т.к. его деятельность направлена на сотрудничество и признание результатов аккредитации государственными органами, ответственными за образование в области сельского хозяйства, работодателями, а также международными организациями по гарантии качества

Результаты проекта будут иметь значительное влияние на развитие высшего образования в соответствии с европейским измерением. Стандарты и порядок аккредитации будут разработаны на основе изучения опыта европейских стран по гарантии качества высшего образования. Для повышения эффективности проведения аккредитации создается информационная система для сбора, хранения и публикации сведений об аккредитованных программах. Разрабатываемые в рамках проекта «Руководство по подготовке к аккредитации образовательных программ высшего образования сельскохозяйственного профиля» и «Методические указания по проведению экспертизы при аккредитации» могут использоваться и после его окончания. Группы экспертов по внутренней и внешней гарантии качества образовательных программ высшего образования сельскохозяйственного профиля, прошедшие подготовку в рамках проекта, могут привлекаться к проведению аккредитации программ сельскохозяйственного профиля не только в российских, но и зарубежных вузах.

Дополнительным достижением проекта будет установление партнерских связей между российскими и европейскими вузами, реализующими программы сельскохозяйственного профиля.

Проект особенно значим в свете принятого в 2012 г. в России Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Данным законом введено новое понятие в российскую систему образования — профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Предполагается, что профессионально-общественная аккредитация будет проводиться работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями.

В настоящее время основным средством обеспечения качества деятельности вузов является государственная аккредитация, проводимая органом государственной власти – Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. При этом используемые при государственной аккредитации вузов в России показатели не учитывают требования профессиональных стандартов, требования рынка труда к специалистам соответствующего профиля, а процедуры не предполагают участия ни работодателей, ни студентов.

В России существуют несколько примеров организаций, занимающихся специализированной аккредитацией по таким профилям как инженерное образование, юридическое образование или проводящих аккредитацию образовательных программ без учета профиля. Но до сих пор на федеральном уровне не было создано агентства, деятельность которого была бы направлена на обеспечение качества программ сельскохозяйственного профиля. В России более 100 вузов реализуют программы, относящиеся к данному профилю, из них около половины являются специализированными (сельскохозяйственные университеты, академии и институты), другие — реализуют программы по широкому спектру подготовки специалистов.

Создание системы профессионально-общественной аккредитации обеспечит реформирование системы гарантии качества на национальном уровне посредством увеличения роли общества в управлении качеством образовательных программ. Соответствие образовательных программ требованиями работодателей и рынка труда в свою очередь повышает конкурентоспособность выпускников.

При разработке стандартов и процедур аккредитации программ сельскохозяйственного профиля необходимо опираться на опыт европейских стран. Россия является участником Болонского процесса, одним из направлений которого является сотрудничество в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

Помимо разработки стандартов и процедуры аккредитации, в ходе реализации проекта будут проведены семинары для разных целевых групп (представители вузов, студенты, работодатели).

Участниками проекта являются вузы из различных регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл), 4 вуза являются профильными сельскохозяйственными, один вуз – региональный классический университет, одним из направлений которого является сельскохозяйственное образование. В условиях экономического кризиса и демографического спада в первую очередь вузы являются заинтересованными в качестве своей работы, в активном участии работодателей в управлении качеством образовательных программ, как посредством установленных стандартов качества, так и через их участие во внешней экспертизе.

Министерство образования и науки РФ проводит политику по усилению роли профессиональной аккредитации как средства повышения эффективности всей системы высшего образования в России и заинтересовано в успешном выполнении проекта. Министерство сельского хозяйства РФ является учредителем всех сельскохозяйственных вузов в стране и заинтересовано в создании надежных методов гарантии качества образования, что является основой подготовки конкурентоспособных выпускников этих вузов, а, следовательно, и устойчивого развития всей отрасли экономики.

Проект станет дополнительным стимулом для работодателей к их участию в процедурах оценки качества образовательных программ, он обеспечит их необходимыми знаниями о гарантии качества в образовании, о новых формах взаимодействия системы образования и рынка труда. В России участие работодателей в аккредитации ограничивалось формальным присутствием в экспертных комиссиях, поэтому европейский опыт может изменить роль работодателей в системе гарантии качества высшего образования.

Особое внимание проект должен уделить участию студентов в гарантии качества высшего образования. Низкий уровень привлечения студентов к аккредитации образовательных программ является одним из недостатков системы гарантии качества в России. В проекте предполагается разработать методы вовлечения студентов в оценку качества и подготовить соответствующие информационные и методические материалы.

Проект позволит как российским вузам, так и европейским партнерам установить деловые контакты, заложить основу для дальнейшего сотрудничества по различным направлениям.